Комплект поставки :
-
программное обеспечение V1.3.6 (CD)
- диагностический адаптер
Дополнительно может
комплектоваться следующими кабелями
-
кабель BMW-20 25$
- кабель OBD-II 15$
Отличия от
предыдущих версий
Прежде всего, расширился перечень модулей, с
которыми способен работать BMW Scanner.
На данный момент он поддерживает практически все
электронные блоки, которыми могут комплектоваться автомобили указанных
моделей :
В главном меню появился дополнительный пункт [ CLEAR ERRORS ], который был выделен из
процедуры поиска установленных модулей [ FIND UNITS ].
Разделение функций было сделано в связи с пожеланиями пользователей, так как
автоматический сброс ошибок при определении комплектации автомобиля осложняет
анализ неисправностей.
Внесены небольшие изменения в меню настроек программы :
Вместо стандартного выбора COM1/COM2 в окне [ COM Number ] выводится полный перечень
всех имеющихся на компьютере COM-портов, считанный из реестра Windows. Теперь
нет необходимости определять рабочий COM-порт методом "проб и
ошибок" - достаточно выбрать нужный из списка.
Попутно это облегчает определение номера виртуального
COM-порта, который выделен системой для внешнего USB-COM конвертера. В
настоящее время BMW Scanner комплектуется таким конвертером, а программное
обеспечение - соответствующими драйверами. Это позволяет устанавливать
программу на персональные компьютеры, в которых отсутствует аппаратный COM-порт.
Кроме стандартных данных о комплектации, пробеге и VIN, в
лог добавлена детализация найденных кодов неисправностей, а также некие
загадочные данные ADFG, к которым мы вернемся несколько
позже
Предусмотрена возможность просмотра текущего
состояния лог-файла из основного окна программы через опцию меню
[Scanner]/[View log-file] или по [F5].
Изменен также и подход к сохранению рабочей статистики.
Если в предыдущих версиях лог-файл имел фиксированное имя (
bmwscan.log ) и каждый последующий запуск программы уничтожал
сохраненные ранее данные, то теперь в имя файла вносится дата и время PC на
момент запуска программы. Это исключает случайную потерю данных и облегчается
поиск необходимого лог-файла в рабочих архивах.
Все перечисленные выше изменения касались пользовательских
свойств программы. Следующий раздел посвящен ее
функциональным возможностям.
Функции программы
Краткий перечень функций
программы:
[
|
FIND UNITS
|
] -
|
сканирование
комплектации автомобиля с одновременным считыванием идентификационных данных
и кодов неисправностей
|
[
|
CLEAR ERRORS
|
] -
|
сброс
ошибок во всех найденных модулях
|
[
|
ERRORS DETAILS
|
] -
|
детализация
кодов неисправностей с выводом на экран в формате :
Error code(dec) - Error code(hex) - Parameter 1(dec/hex)
|
[
|
READ MEMORY
|
] -
|
чтение
программной памяти
|
[
|
READ EEPROM
|
] -
|
чтение
EEPROM в модулях IKE, LCM, ZKE, EWS, SRS, LEW, A/C, VID, BMBT, STH, AIC,
SZM
|
[
|
WRITE EEPROM
|
] -
|
запись
EEPROM в перечисленных модулях
|
[
|
ERRORS
|
] -
|
чтение,
детализация и сброс кодов неисправностей в выбранном модуле
|
[
|
RESET UNIT
|
] -
|
программный
рестарт модуля
|
[
|
WRITE FGSTNR
|
] -
|
запись
идентификационного номера
|
[
|
WRITE ADFG
|
] -
|
запись дополнительных
идентификационных данных
|
[
|
ODOMETER CORRECT
|
] -
|
запись
нового значения одометра в IKE и LCM
|
[
|
SAVED ODOMETER
|
] -
|
чтение
дополнительной информации о пробеге в IKE и EGS
|
[
|
SERVICE RESET
|
] -
|
сброс сервисных
интервалов в IKE
|
[
|
CHANGE LANGUAGE
|
] -
|
смена
языка сообщений борткомпьютера GE/EN/FR/IT
|
[
|
FACTORY DEFAULTS
|
] -
|
сброс
на заводские установки в IKE и LCM до 1999 г.в.
|
[
|
COPY CODING
|
] -
|
копирование
базовой кодировки из IKE в EWS или наоборот
|
[
|
TV FUNCTIONS
|
] -
|
установка
режима видео при движении в VID
|
[
|
READ KEY
|
] -
|
чтение
данных из ключа зажигания в EWS
|
[
|
ADAPTATION LEW
|
] -
|
адаптация
датчика поворота руля LEW
|
[
|
REGISTER HANDSET
|
] -
|
регистрация
новой трубки в TEL (BIT2)
|
В V1.3.6 сохранена прежняя структура рабочих окон,
изменения внесены только в меню функций и базы данных программы.
Изменен подход к классификации панелей приборов с точки
зрения метода получения доступа к содержимому памяти. Вместо символических
номеров алгоритмов (1,2...13) введена классификация по принципу : тип применяемого EEPROM'а + комментарий ( напр.
93S56-3, 93S66-Tacho, M35080-E46 ). Это дает пользователю некий ориентир при
ручном выборе алгоритма работы с ранее неизвестными версиями панелей
приборов, и делает этот выбор более осмысленным
С точки зрения набора функций окно LCM осталось прежним,
дополнилась лишь база поддержки. На данный момент программа способна работать
со всеми известными версиями SW до 09/2005, включая SW76,SW77 -
Значительно расширились возможности работы с
видеомодулем. Добавлены функции чтения/записи EEPROM, чтения программной памяти,
а также выбор режима видео при движении. Последняя функция позволяет
установить любой из трех режимов видео : показывать
при движении / скрывать при движении / блокировать полностью.
Попутно замечу, что вход в функцию [ ERRORS DETAILS ] возможен также и из
основного окна программы ( двойной щелчок в поле вывода количества ошибок ).
Еще одна весьма полезная функция, которой была дополнена
программа в связи с пожеланиями пользователей - поиск по файлу в окне
редактора программы. Это могут быть не только данные, прочитанные программой
из модуля, но и любой бинарный файл, загруженный через функцию [ LOAD FILE ] или [ BROWSE ].
Перечень тестированных модулей IKE
и LCM
Перечень тестированных модулей IKE
----------------------------------- BMWTNR HW SW EEPROM-IDNR ----------------------------------- 3.413.124 04 07 M35080 - 2 3.413.132 04 07 M35080 - 2 3.414.370 05 08 M35080 - 2 6.901.921 05 15 93S66 - E46 6.901.922 05 15 93S66 - E46 6.901.923 05 15 93S66 - E46 6.902.362 07 16 93S66 - E46 6.902.362 09 16 93S66 - E46 6.902.363 07 16 93S66 - E46 6.902.374 07 16 93S66 - E46 6.902.375 09 16 93S66 - E46 6.903.748 08 12 93S66 - Tacho 6.903.794 12 16 93S66 - 1 6.903.804 12 16 93S66 - 1 6.906.110 09 13 93S66 - sw13 6.906.110 12 13 93S66 - sw13 6.906.110 14 13 93S66 - sw13 6.906.118 12 13 93S66 - sw13 6.906.119 12 13 93S66 - sw13 6.906.120 12 13 93S66 - sw13 6.906.122 12 13 93S66 - sw13 6.906.124 12 13 93S66 - sw13 6.906.124 14 13 93S66 - sw13 6.906.126 12 13 93S66 - sw13 6.906.148 12 13 93S66 - sw13 6.906.154 12 13 93S66 - sw13 6.906.889 10 20 M35080 - E46 6.906.890 10 20 M35080 - E46 6.906.897 10 20 M35080 - E46 6.906.901 10 20 M35080 - E46 6.906.991 16 14 M35080 - 1 6.906.992 15 14 M35080 - 1 6.906.992 16 14 M35080 - 1 6.906.998 15 14 M35080 - 1 6.906.999 15 14 M35080 - 1 6.906.999 16 14 M35080 - 1 6.907.015 16 17 M35080 - 1 6.907.018 16 17 M35080 - 1 6.907.021 14 17 M35080 - 1 6.911.287 12 23 M35080 - E46 6.911.315 12 23 M35080 - E46 6.914.873 19 15 M35080 - 1 6.914.874 19 15 M35080 - 1 6.914.879 19 15 M35080 - 1 6.914.884 18 15 M35080 - 1 6.914.885 18 15 M35080 - 1 6.914.885 19 15 M35080 - 1 6.914.905 19 15 M35080 - 1 6.914.908 19 18 M35080 - 1 6.914.913 19 18 M35080 - 1 6.914.930 19 15 M35080 - 1 6.915.237 21 31 M35080 - 2 6.931.244 22 32 M35080 - 2 6.932.907 27 35 M35080 - 2 6.940.589 21 17 M35080 - 1 6.942.546 24 21 M35080 - 1 ----------------------------------- |
|
----------------------------------- BMWTNR HW SW EEPROM-IDNR ----------------------------------- 6.948.237 23 20 M35080 - 1 8.352.207 06 08 93S56 - 1 8.364.005 06 09 93S56 - 1 8.369.051 07 12 93S56 - 1 8.372.354 09 09 93S56 - 3 8.372.354 11 09 93S56 - 3 8.372.354 13 09 93S56 - 3 8.372.357 13 09 93S56 - 3 8.372.359 09 09 93S56 - 3 8.372.359 10 09 93S56 - 3 8.372.359 11 09 93S56 - 3 8.372.359 12 09 93S56 - 3 8.372.359 13 09 93S56 - 3 8.372.359 14 09 93S56 - 3 8.372.359 15 09 93S56 - 3 8.372.361 11 09 93S56 - 3 8.374.336 07 13 93S56 - 2 8.375.669 04 11 93S56 - 4 8.375.675 04 11 93S56 - 4 8.375.895 16 10 93S56 - 3 8.375.898 16 10 93S56 - 3 8.375.900 16 10 93S56 - 3 8.375.902 16 10 93S56 - 3 8.376.192 07 14 93S56 - 5 8.376.701 04 05 93S56 - Tacho 8.376.707 04 05 93S56 - Tacho 8.376.708 04 05 93S56 - Tacho 8.378.983 07 15 93S56 - 5 8.380.144 04 07 93S66 - E46 8.380.145 04 07 93S66 - E46 8.380.146 04 07 93S66 - E46 8.381.195 06 15 93S56 - 6 8.381.195 07 15 93S56 - 6 8.381.788 05 07 93S56 - Tacho 8.381.790 05 07 93S56 - Tacho 8.381.806 05 07 93S56 - Tacho 8.381.808 05 07 93S56 - Tacho 8.381.810 05 07 93S56 - Tacho 8.381.812 05 07 93S56 - Tacho 8.386.092 05 13 93S66 - E46 8.386.110 05 13 93S66 - E46 8.387.044 04 11 93S66 - Tacho 8.387.044 05 11 93S66 - Tacho 8.387.044 06 11 93S66 - Tacho 8.387.045 04 11 93S66 - Tacho 8.387.045 05 11 93S66 - Tacho 8.387.045 06 11 93S66 - Tacho 8.387.047 04 11 93S66 - Tacho 8.387.047 06 11 93S66 - Tacho 8.387.063 04 11 93S66 - Tacho 8.387.065 05 11 93S66 - Tacho 8.387.075 04 11 93S66 - Tacho 8.387.075 05 11 93S66 - Tacho 8.387.604 05 14 93S66 - E46 8.387.605 05 14 93S66 - E46 ----------------------------------- |
Перечень тестированных модулей LCM
---------------------- HW SW MCU-IDNR ---------------------- 00 11 HC11P2-1 00 31 HC11P2-2 00 41 HC11PH8-1 00 42 HC11PH8-1 00 43 HC11PH8-1 01 11 HC11P2-1 01 20 HC11P2-1 01 21 HC11P2-1 01 31 HC11P2-2 01 41 HC11PH8-1 02 42 HC11PH8-1 02 43 HC11PH8-1 04 11 HC11P2-4 04 51 HC912-2 05 11 HC11P2-4 05 51 HC912-2 06 11 HC11P2-4 06 52 HC912-8 06 53 HC912-3 07 11 HC11P2-4 07 20 HC912-9 07 65 HC912-1 07 70 HC912-10 07 76 HC912-11 07 77 HC912-11 ---------------------- |
|
---------------------- HW SW MCU-IDNR ---------------------- 08 11 HC11P2-4 08 13 HC11P2-4 08 36 HC912-4 08 40 HC11PH8-2 08 76 HC912-11 09 13 HC11P2-4 09 36 HC912-4 09 40 HC11PH8-2 09 76 HC912-11 10 20 HC11P2-3 10 31 HC11P2-2 10 32 HC11P2-2 10 41 HC11PH8-1 11 41 HC11PH8-1 15 30 HC912-5 16 31 HC912-7 22 35 HC912-6 24 36 HC912-4 25 36 HC912-4 C1 40 HC11PH8-2 C1 41 HC11PH8-1 C1 43 HC11PH8-1 D1 41 HC11PH8-1 D1 42 HC11PH8-1 ---------------------- |
О малоизвестных копиях пробега в
BMW 1999-2005 г.в.
Существует некий стереотип представлений
о том, как может и должен выглядеть пробег в BMW, в каких модулях он
присутствует и в каком виде представлен. Как правило, ориентируются на
стандартный набор - IKE, LCM, EWS и параметры кодов неисправностей. Хотя на
самом деле все несколько сложнее, и часть электронных блоков содержат скрытые
данные, на основе которых можно точно судить, насколько достоверно выглядят
цифры на индикаторе панели приборов.
Было бы неверно называть эти данные копиями пробега,
поскольку они отражают не текущее его значение, а сохраненный пробег на
момент выполнения определенных диагностических процедур. Однако практика
показывает, что чтение и анализ этих данных бывает весьма полезен для
экспертной оценки состояния автомобиля.
Попробую прояснить ситуацию на конкретных примерах.
Первый пример касается панелей приборов SW14-SW21 ( M35080, E38/E39/E53 2000-2005г.в. ) и SW13 ( 93S66,
1999-2000г.в.)
Внешне это напоминает метод сохранения
сервисных данных в панелях M-B - последовательный цикл из пяти записей + счетчик
количества записей в адресе #01FC.
Особенность этой функции в BMW заключается в том, что
очередная запись происходит только в момент программного рестарта панели
приборов. Понятно, что рестарт может быть вызван не только диагностическими
процедурами ( кодировка, сброс сервисных интервалов
и т.п. ). Очередная запись произойдет также при
снятии/постановке аккумуляторной клеммы или при временном извлечение
предохранителя питания панели приборов.
Очевидно, что при таком подходе сохраненные данные будут в
большой степени зависеть от случайных обстоятельств, квалификации
обслуживающего персонала, аварийности и пр. Сложно однозначно оценить, хорошо
это или плохо, так же, как и понять логику конструкторов BMW... В любом
случае, в результате мы имеем полезную информацию, на основе которой можно не
только судить о реальном пробеге, но и делать косвенные выводы об условиях
эксплуатации автомобиля.
Теперь о нюансах, на которые следует обратить внимание при
корректировке данных в этой области.
Любители легких и простых решений могут пользоваться
упрощенной процедурой, которая прописана в программе под кнопкой [ RESET ALL ]. Это пять последовательных
команд программного сброса, в результате которых текущий пробег вносится во
все пять позиций, а значение счетчика увеличивается на 5. Понятно, что при
прочтении данные выглядят одинаково правильно, но не слишком достоверно...
Сторонники педантичного подхода к работе могут поступить
иначе - выбрать по своему усмотрению пять значений пробега ниже текущего ( напр. с шагом в 15000 км - с намеком на сброс сервиса )
и вписать их последовательно в указанную область при помощи функции
[ WRITE EEPROM ]. Самое важное при
этом - согласовать позицию максимального пробега со счетчиком записей.
Для тех, кто не понял последнюю фразу...
:-) Запись осуществляется последовательно-циклически, начиная с адреса #01C4.
Далее в #01D0,#01DC,#01E8,#01F4, а затем снова в #01C4... Если в счетчике
записей число 9, то верная позиция последней записи - #01E8. В противном случае очевидно, что здесь побывала рука дилетанта...
Еще один пример скрытой копии пробега - в автоматической
коробке передач ( EGS ).
Должен сразу предупредить, что речь пойдет не о параметрах
кодов неисправностей - об этом уже давно известно, и тема не представляет
интереса. Тем более, что на практике вопрос решается
очень просто - сбросом ошибок, после которого сохраненные ранее данные
уничтожаются, а новые коды неисправностей получают в параметры уже
откорректированный пробег.
Однако мало кому известно, что большинство EGS ( HW23/28/29/2B/2C/2F/2H ) в ответ на стандартный запрос о
наличии неисправностей отдают не только количество ошибок, но и два значения
пробега - текущий пробег и пробег на момент последнего сброса ошибок. Данные
выводятся в формате N/10(hex).
Диагностические софты, как правило, работают только с
кодами неисправностей, остальные параметры игнорируются. Это приводит к
типовой ошибке после корректировки - в случае, если диагностический софт не
обнаружил неисправностей в EGS, то принудительный сброс не производится, и
старый пробег сохраняется.
Поэтому при работе с автомобилем желательно придерживаться
определенной последовательности действий, первое из которых - обязательное
сканирование комплектации авто, но без сброса ошибок ( функция
[ FIND UNITS ] главного меню ). Это обеспечивает сохранение в
лог-файл всех необходимых данных, включая оригинальные значения пробега.
Соответственно, последнее действие перед окончанием работ -
сканирование со сбросом ошибок ( функция
[ CLEAR ERRORS ] главного меню ). Принудительный сброс ошибок
в отдельных модулях можно осуществлять непосредственно из основного окна
программы, используя функцию [ ERRORS DETAILS ]
О некоторых особенностях чтения/записи EEPROM
M35080
Общеизвестно, что в панелях
приборов до 2000 г.в. EEPROM читается через диагностику в полном соответствии
с физическими адресами, т.е. прочитанный дамп есть точная копия содержимого
93S56/93S66.
Несколько иначе обстоит дело с панелями приборов
E38/E39/E53 2000-2005 г.в. ( SW14-SW21, EEPROM
M35080 ). Если сравнить дамп, полученный через диагностику, с реальным,
прочитанным при помощи программатора, то мы увидим следующее :
------------------------------
DIAG. = PROG.
------------- -------------
#0000-#0057 = #0020-#0077
#0058-#01FF = #0200-#03A7
#0200-#021F = #0000-#001F
#0220-#03FF = #0220-#03FF
------------------------------
Очевидно, что данные из физических адресов
#0220-#03A7 M35080 присутствуют в прочитанном дампе дважды - в #0078-#01FF, и
на своем законном месте - в #0220-#03A7.
В первой половине дампа идея разработчиков понятна - они
пытались привести специфический формат M35080 в соответствие с стандартным раскладом данных в 93S56/93S66. Вероятно,
это было сделано для того, чтобы старые версии дилерских софтов при записи
данных "попадали" в нужные адреса...
Но то, что получилось во второй половине дампа, явно
произошло случайно, помимо воли разработчиков. На это ясно указывает тот
факт, что некоторые данные в повторяющихся областях имеют разные свойства.
Например, запись в область адресов #0084-#0089 запрещена
программно - по вполне понятным причинам. Однако запись стандартной командой
в область адресов #022C-#0231 выполняется без проблем - чего по смыслу быть
не должно, поскольку в обоих случаях речь идет об одних и тех же физических
адресах в дампе M35080.
Вывод однозначный - имеем очередной "прокол"
баварских программистов, который стабильно переходит от софта к софту в
течение нескольких лет...
Все описанное выше имеет и другой побочный эффект - чехарда
с адресами провоцирует пользователей программы на вполне логичные, но не
всегда очевидные ошибки при попытке записи в область повторяющихся данных.
Необходимо помнить, что данные в обоих
областях принадлежат одним и тем же физическим адресам M35080, поэтому перед
записью изменения в дампе должны вноситься одновременно в обе области.
Если данные корректировать только в #0078-#01FF, то запись
не произойдет. Точнее, она произойдет два раза - сначала будут вписаны
требуемые данные из #0078-#01FF, а затем будут восстановлены прежние из
#0220-#03A7.
Если данные корректировать только в #0220-#03A7, то запись
будет выполнена, но программа выйдет из функции записи с сообщением об
ошибках - не пройдет верификация в области #0078-#01FF. Количество ошибок
записи в сообщении программы должно точно соответствовать количеству
измененных байт.
Формально, в этом нет проблемы - для пользователя,
понимающего суть происходящего и осознанно идущего на упрощения. В противном
случае возможен испуг, повторные попытки записи ( с тем же результатом ) и,
как следствие, необоснованные претензии в адрес программы... :-)
Попутно хочу отметить, что в более новых версиях панелей ( E83/SW07-SW08, E46/SW31-SW35 ) разработчики BMW отказались
от порочной практики "подтасовки" дампов. Поэтому все панели,
которые классифицируются программой как [ M35080 - 2 ],
будут читаться через диагностику без искажений.
|